Подписка на новости:
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

виртуальный 3D-тур по театру

панорама

Опрос:

Понравился ли Вам спектакль «Мой прекрасный монстр» в постановке Максима Потапова?
Да, очень понравился!
Понравился, но чего-то не хватило
Нет, абсолютно не понравился
Затрудняюсь ответить

Результаты



Новости | Репертуар | СМИ о театре | Благодарности | Контакты | Гостевая | Ссылки | Обратная связь

Биография Евгения Лебедева
(15.01.1917 - 09.06.1997)
Евгений Лебедев

ЛЕБЕДЕВ Евгений Алексеевич - Почётный гражданин гг. Балаково, С.-Петербург и Тбилиси, Народный артист СССР.

Родился 2 (15) января 1917 г. в Балакове в семье дьякона Иоанно-Богословской (Кладбищенской) церкви. Несмотря на то, что в Балакове он жил совсем недолго, воспоминания о родном городе остались в его сердце навсегда. Даже через много лет он с особой нежностью вспоминал о годах, прожитых на балаковской земле.

«Я родился ночью. С первым словом «мама» во рту у меня был крест, я сосал его вместо соски. С крестом были связаны мои первые слова, их меня научили произносить. Первое, что увидел, кроме лиц отца и матери, - крёстное благословение. Первое, что запомнил: «Бог накажет». До двенадцати лет я узнал все грехи, за которые он меня накажет…

Помню, как привели меня в первый раз на пристань. У пристани стоял маленький пароход, я сначала смотрел на него сверху, с горы. Я тогда и не понял, что это настоящий пароход. Вблизи он мне показался страшным животным. От него шёл пар, как от кипящего самовара. Но вдруг он засвистел, из длинного шипящего столба пара вырвался оглушительный звук. Что мне представилось в этом звуке, не помню, помню только, что бежал с пристани по песчаной дороге домой, песок задерживал ноги, они утопали в нём, а мне казалось, что меня хватает сзади это чудовище с оглушительным гудком. Отец и мать бежали за мной и почему-то хохотали, мне было обидно, что они смеются, когда мне страшно.

Потом я привык и полюбил пароходные гудки, в них мне стала слышаться жизнь пароходная. Песни распевал человек, распевал песни и гудок, у каждого парохода, как и у человека, свой голос имелся. Раньше по гудкам узнавали название парохода, как по голосу узнают имя человека…

Я читаю Евангелие, почти каждое воскресенье причащаюсь, и если можно было бы каждый день это делать, то я с большой охотой подходил бы и проглатывал горько-сладкую ложечку красного вина и запивал подкрашенной водичкой. И потому бы ещё я это делал, что после этого тебя поздравляют и дают тебе пять копеек на сладости. Неклюдова, такая сдобная старушка, имела свою кондитерскую. Она очень меня любила. И я её тоже очень любил. Она приносила мне к причастию вкусные булочки и пирожки, и ради одного этого я готов был причащаться чаще, чем полагается. Вообще, я считал себя ближе к Богу: ведь у меня папа священник! Мы же не простые люди!»

В середине 1920-х годов «непростой» семье пришлось уехать в Кузнецк Саратовской губернии (теперь Пензенской области) А затем она буквально скиталась по Саратовскому правобережью: Красный Яр, Белокаменка, Красный Кут, с. Ренево недалеко от Балашова, сам Балашов.

Сам Лебедев, вынужденный скрывать своё происхождение, с 1927 г. воспитывался у деда в Самаре, где учился сначала в сш №13 им. Чапаева, а затем в ФЗУ при заводе «Кинап», где увлёкся художественной самодеятельностью. В 1932 г. Лебедев поступил в местный Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В 1933 г. его объявили «поповским сыном» и едва не отправили в трудовой лагерь, как «враждебный элемент». Лебедев практически бежал в Москву, где поступил в студию при Театре Красной армии. Годы в Москве – череда театральных училищ: Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС, будущий ГИТИС) – 1936-37 гг., училище Камерного театра, где учился у известного актера МХАТа В.В. Готовцева - 1937 г. В том же году был репрессирован отец, позже – мать. Долгие годы Лебедеву пришлось скрывать, что он – сын «врагов народа», чего впоследствии очень стыдился.

В 1938 г. училище Камерного театра объединили с двумя другими театральными училищами при московских театрах и стали называть Московским городским театральным училищем. Его Лебедев и закончил в 1940 г. Одновременно работал грузчиком, разнорабочим, вальцовщиком, бутафором в Камерном театре.

В 1940 г. Лебедев начал работать в Русском театре юного зрителя им. Л.М. Кагановича в Тбилиси. Первые же роли сделали его ведущим актером театра. Разнообразие его творческого потенциала поражает: Митя («Бедность не порок» А.Н. Островского), Митрофанушка («Недоросль» Д. Фонвизина), Баба-Яга («Василиса Прекрасная» Е. Черняка), Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони), Сергей Тюленин («Молодая гвардия» по А. Фадееву), Павел Корчагин («Как закалялась сталь» по Н. Островскому) и т.д.

Одновременно Лебедев преподавал в Грузинском театральном институте актёрское мастерство (класс Г. Товстоногова), руководил драмкружком в 16-й женской школе Тбилиси. Кроме того, вместе с группой артистов театра Лебедев выступал с шефскими концертами в воинских подразделениях, госпиталях, на заводах, за что в 1945 г. был награждён медалью «За оборону Кавказа», а 1946-м – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1949 г. Лебедев недолго работал в Театре промкооперации в Москве, а потом перешёл в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, по приглашению его руководителя Г.Товстоногова, с которым они вместе работали ещё в Тбилиси. Первая роль – Саня Григорьев («Два капитана» В. Каверина и З. Юдкевича). Вторая роль – Сталин в спектакле Товстоногова по пьесе Ш. Дадиани «Из искры…» За эту роль Лебедев в 1950 г. получил Сталинскую премию I степени.

В «Ленкоме» окончательно сформировалась актёрская индивидуальность Лебедева: его склонность к эксцентрике, гротеску никогда не мешала глубокому психологизму создаваемых образов. Работа над ролью Тихона в ленкомовской «Грозе» А.Н. Островского положила начало теме маленького человека, характерной для зрелого Лебедева. Ведьма в «Аленьком цветочке» по С.Т.Аксакову оказалась столь ярким гротеском, что осталась концертным номером, исполнявшимся актёром впоследствии на эстраде.

Во время работы в Ленинградском Ленкоме Лебедев избирался депутатом Ленгорсовета, вступил в Союз театральных деятелей (Всесоюзное театральное общество), получил звание «Заслуженный артист РСФСР».

В 1956 г. Лебедев вслед за Товстоноговым перешел в Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ), актёром которого оставался до конца жизни. В БДТ первой ролью Лебедева. стала мадемуазель Куку («Безымянная звезда» М. Себастьяна) - небольшая комедийная женская роль, блистательная гротескная зарисовка.

14 августа 1957 г. Лебедев, ставший известным на всю страну после выхода на экраны фильма «Два капитана», где он сыграл роль Ромашова, приезжал в родной город Балаково (единственный раз за свою жизнь), совершая поездки вместе с группой артистов Ленинградского отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения по целинным совхозам и колхозам Перелюбского, Ивантеевского и других районов Саратовской области.

В первый же день Лебедев дал концерт в обеденный перерыв для рабочих в механосборочном цехе завода им. Дзержинского. Кроме того, вместе с артистами Майей Забулис и Николаем Воропаевым, он выступил в клубах завода им. Дзержинского, СРЗ и парке культуры и отдыха, а перед отъездом по местному радио.

Он снова вспоминал о своём детстве:

«Здесь я целыми днями пропадал на Волге и Балаковке около плотины, бегал на ярмарки. Как сейчас помню, разговоры в доме отца о театре, об игре артистов.

Ещё в раннем детстве мать часто брала в театр, но он меня не интересовал. Моей заветной мечтой было – стать капитаном. Я спал и видел себя на борту парохода то матросом, то кочегаром. А самое главное это - Волга. Она до сих пор волнует меня. Все последующие 30 лет своей жизни, пока не был в Балакове, я стремился увидеть волжские просторы, свой родной город.

Время, прожитое здесь, дало мне многое для актерской деятельности, особенно при работе над ролями в пьесах Островского и Горького».

А вот как отзывались об игре своего земляка балаковцы:

«Особенно понравился отрывок из знаменитой пьесы Островского «Гроза». Евгений Лебедев правдиво и красочно нарисовал в этом небольшом отрывке облик разгулявшегося, тупого, ограниченного купца Тихона Кабанова.

Артист хорошо владеет мимикой и жестами. Это мастерство он показал в немой картине «Рыболов». На сцене не было произнесено ни одного слова, а зал от души смеялся над неудачами рыболова. Всем присутствующим очень понравилась эта сценка. Нам, волжанам, многое в ней близко и знакомо».

В 1959 г. Лебедев начал преподавать в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (доцент кафедры актёрского мастерства).

В 1963 г. он блистателен в роли Артуро Уи в спектакле по пьесе Б. Брехта «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть», поставленном польским режиссёром Э. Турски. Особенно высоко оценили талант актёра в Польше, где он играл на сцене Варшавского театра «Вспулчесны» в составе польской труппы:

«Наши актёры сыгрались с гостем, несмотря на то что свою роль он исполнял по-русски. Прекрасная техника дикции, жесты и движения, оживлённые даром комика, позволили нам обогатить наши представления о страшном и смешном образе, ничтожном и преступном (по Уи подразумевался Гитлер – ред.). Зрители полностью оценили артистизм Лебедева, и аплодисментам не было конца».

Огромным успехом пользовалась и роль Рогожина в спектакле по роману «Идиот» Ф.Достовеского. Лебедеву рукоплескал даже чопорный Лондон, где БДТ выступал с гастролями в мае 1966 г.:

«Роль Рогожина, неотёсанного миллионера, сходящего с ума от любви к Настасье, Евгений Лебедев играет дерзко и стремительно, местами едва-едва избегая соблазна впасть в мелодраматизм»;

«Рогожин сыгран Евгением Лебедевым со сверкающей театральностью».

В том же году первый успех и на кинематографическом поприще. На кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина) Лебедев получил премию за лучшую мужскую роль («Последний месяц осени») и премию критики.

В том же году в БДТ поставлены «Мещане» М.Горького, где Лебедев сыграл Бессеменова (через 5 лет появится телевизионная версия этого спектакля). Эта роль (как почти каждая) становится для актёра эпохальной. Впоследствии Лебедев посвящает ей целое исследование «Мой Бессеменов»:

«В этой книжке я и Бессеменов перемешаны. Так, должно быть, случается, когда любишь роль, думаешь о ней всё время, что-то меняешь, уточняешь, прорабатываешь, шлифуешь.

Такая роль для меня – Бессеменов».

Чисто русский характер благодаря удивительной, искренней и планетарной игре Лебедева, становится понятен даже философично спокойным японцам. Через 20 лет, когда БДТ приедет на гастроли в страну восходящего солнца, они будут с восторгом рукоплескать актёру-гению.

В 1968 г. Лебедев получает звание «Народный артист СССР» (Указ Президиума ВС СССР от 20 февраля).

В 1970 г. – роль Броньки Пупкова в фильме «Странные люди» В. Шукшина, который впоследствии с восторгом оценил творчество Лебедева:

«Это большой, умный художник. То обстоятельство, что его кинематографическая судьба неровная, не цельная, говорит о том, что он крупнее наших схем. Мы не знаем, что с ним делать, куда его девать. Неподдельна народность его дарования, которую мы ещё не умеем в полной мере раскрыть».

В 1971 г. Лебедев награждён орденом Ленина (Указ Президиума ВС СССР от 2 июля).

В 1975 г. – ещё одни спектакль-эпоха – «История лошади» по повести «Холстомер» Л.Толстого.

«Получилось великое создание – Лошадь. Он настолько сроднился с этим пегим существом, не похожим на всех остальных по окрасу, что, по-моему, последние его работы все были окрашены той же холстомеровской мыслью. Какая-то была в этом не просто актёрская работа, а исповедальность.

Я помню, как Гейченко, директор Пушкинского заповедника, сидел на премьере «Истории лошади». И вот момент, когда Женя – уже Холстомер – подходит в конце спектакля к конюшне, и ему перерезают горло, потому что он болен и стар. Свет гаснет, потом вспыхивает. Женя выпускает красную ленточку, изображающую кровь… И вдруг раздаётся страшный крик из зрительного зала. Это Гейченко закричал: «Не надо!» (из воспоминаний Олега Басилашвили)

«Я помню, как в Японии, кажется, какая-то восторженная зрительница, которая, аплодируя, прямо-таки кидалась на сцену, чтобы выразить свои чувства, она вдруг сняла с себя какое-то ожерелье или бриллианты и надела на Лебедева… Это был фантастический успех». (Из воспоминаний Кирилла Лаврова).

В 1977 г. Лебедев получил приз «Золотая нимфа» на Международном фестивале в Монте-Карло и награждён орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 30 декабря).

В 1979 г. во время очередных гастролей в Польше Лебедев награждён орденом «За заслуги перед польской культурой».

В 1980 г. – Государственная премия РСФСР им. Братьев Васильевых за одну из главных ролей в фильме «Блокада».

В 1984 г. – премия в области литературы и искусства КГБ СССР I степени за участие в фильме «Синдикат-2» (роль террориста Савинкова): медаль «Ветеран труда».

В 1986 г. Лебедеву присвоена Ленинская премия.

В 1987 г. – получил звания: Герой Социалистического Труда (Указ Президиума ВС СССР от 23 июня) и «Почётный гражданин г. Балаково». Последнее было для него не менее дорого, чем звание Героя. Лебедев прислал в родной город телеграмму:

«Весьма тронут присвоением мне звания «Почётный гражданин г. Балаково». Прошу передать всем балаковцам, что горжусь этим званием. Желаю большого упорства в достижении поставленных целей. С уважением, народный артист СССР Е.А. Лебедев».

В 1992 г. Лебедеву присвоено звание «Почётный гражданин Тбилиси».

В 1994 г. сотрудничество с МДТ – Театр Европы: спектакли «Роберто Зукко» по пьесе Б.-М.Кольтеса (гл. роль) и «Вишнёвый сад» по пьесе А.Чехова (Фирс) – премьеры обоих состоялись в парижском театре «Одеон»; вручение премии мэра С.-Петербурга А.Собчака «За выдающиеся заслуги в развитии культуры».

В 1995 г. Лебедев получил свидетельство о том, что является лицом, пострадавшим от политических репрессий.

В 1996 г. - присвоение звания «Почётный гражданин Санкт-Петербурга»; вручение премии «Золотой софит» «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру».

В 1997 г. награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Указ Президента РФ от 15 января). Об этом Лебедев узнал на юбилейном вечере, посвящённом его 80-летию. В этом же году он дал несколько бенефисных спектаклей в театре «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, проехал с концертами по США.

Вскоре после возвращения из-за океана, 9 июня, Лебедев скончался. А в этом же году 13 сентября в Балакове на доме, где «великий лицедей» провёл детские годы, была установлена мемориальная доска. На открытии присутствовали популярные актёры театра и кино Галина Польских и Аристарх Ливанов.

А спустя несколько месяцев в Балакове открылся театр, чья аббревиатура совпадала с тем театром, которому Лебедев отдал большую часть своей жизни, - БДТ. В 1999 г. в Балакове была предпринята попытка создать Фонд им. Лебедева. На участие в его создании дал согласие художественный руководитель Питерского БДТ Кирилл Лавров. Однако Лебедевский Фонд так и не родился.

Через несколько лет балаковскому БДТ было присвоено имя Лебедева, а в июне 2001 г. перед зданием театра установлен памятник великому актёру, который был отлит в Пензе по эскизу саратовского скульптора В. Пальмина.

Литература:
Рабинянц Н. Евгений Лебедев. Л., 1969
Беньяш Р. Без грима и в гриме. Л., 1971
Яснец Э. Евгений Лебедев. Л., 1984
Лебедев Е. Испытание памятью. Л., 1989; Великий лицедей. Рассказы, дневники, воспоминания. М., 2002
Материалы балаковской периодической печати.

[Источник материала: "Балаковская народная энциклопедия"]


    © www.teatrbalakovo.ru 2009-2017